Понедельник-пятница
с 9.00 - 19.00
Современный коммерческий транспорт функционирует на пневмотормозах, работающих на сжатом воздухе, использование которого в качестве рабочего газа является практически безупречным техническим решением и ее главной особенностью. Они хоть и состоят из множества элементов различного назначения, характеризуются общим принципом действия, а также похожи схематически.
Если простыми словами, то функционирование обеспечивает воздушный насос, представляемый компрессором, имеющий привод от силового агрегата. Поддерживает необходимое, предусмотренное характеристиками воздушное давление соответствующий регулятор. Сжатый воздух собирается в баллонах или ресиверах, закрепляемых на раме автотранспорта и запускающих его по трубкам и шлангам после нажатия на педаль тормоза, после чего он попадает в камеры.
В результате образуется энергия, которая колодками передается барабанам колес – транспортное средство замедляется. При ослаблении педали тормоза воздух высвобождается из камер, механические компоненты благодаря встроенным пружинам возвращаются в привычное положение, а автомобиль начинает набирать скорость.
В целом пневмотормоза грузового автомобиля состоят из нескольких систем. При отсутствии прицепа их насчитывается четыре:
— рабочая тормозная;
— стояночная тормозная;
— антиблокировочная (ABS);
— контроля и сигнализации.
Если же грузовой автомобиль оснащен полуприцепом, то общая схема дополняется соответствующей тормозной системой.
Пневмотормоза включают множество компонентов. Про всех их рассказывать смысл отсутствует, но вот основные элементы рассмотреть стоит:
— компрессор – насос, который выступает заполнителем пневмосистемы воздухом;
— регулятор – необходим для поддержания давления на заданном уровне;
— осушитель – предотвращает попадание влаги и различных примесей в механизмы;
— четырехконтурный защитный клапан – распространяет ресурс по независимым контурам, а также предотвращает его потерю в том случае, если один из клапанов оборвется;
— контурные ресиверы – специальные баллоны, которые накапливают в себе сжатый воздух;
— кран ножного типа – неотъемлемый компонент системы;
— камеры – выступают преобразователем воздушного давления в механический процесс торможения;
— кран ручного типа – один из главных компонентов стояночной системы;
— энергоаккумуляторы – исполнительные механизмы, которые затормаживают автотранспорт на период стоянки или во время езды в том случае, если давление в пневмосистеме находится на отметке ниже допустимого значения;
— антиблокировочные компоненты – обеспечивают равномерное торможение всеми колесами.
Еще в этот список стоит занести манометр, который располагается на приборной панели и отображает важные показатели, а также контрольный и аварийный сигнализаторы, располагающиеся там же в виде индикаторных ламп.
Вместе с двигателем запускается компрессор, который собирает воздух из атмосферы и в последующем направляет его внутрь, пока не наберется необходимое давление, определяемое и ограничиваемое регулятором. Лишний ресурс выбрасывается через выпускной клапан, а рабочий прогоняется через осушитель, в результате чего очищается от примесей и паров атмосферной влаги. Как правило, регулятор и осушитель представлены комплексно и оснащены отдельным ресивером, выполняющим функцию регенерации.
После ресурс распределяется четырехконтурным защитным клапаном:
— в независимые и оснащенные раздельными ресиверами контуры;
— в оснащенный собственным ресивером контур стояночной и аварийной систем, который обеспечивает питание тормозов прицепа;
— в контур питания остальных потребителей – пневмоподвески и так далее.
Кроме этого, клапан обеспечивает постепенное заполнение контуров и их герметичность в экстренных с технической точки зрения ситуациях. Управление тормозным краном осуществляется посредством педали тормоза – происходит воздействие на механизмы сжатия колодок, после чего автомобиль тормозит. В том случае если на прицепе находятся камеры, оборудованные энергоемкими аккумуляторами, собирается цепь контроля их секций. Прицеп может оснащаться одним или двумя регуляторами – зависит от расположения осей, которые обеспечивают возможность корректировки выходного сигнала, опираясь на показатели загрузки.
Работа антиблокировочных компонентов, гарантирующих равномерное торможение, обеспечивается:
— отображающими скорость колес под наклоном приборами;
— клапанами-модуляторами электромагнитного типа;
— электронным блоком контроля;
— сигнальными лампами.
Механизм контроля и сигнализации представлен манометром, а также индикаторными лампами, работающими в разных цветах и датчиками, отвечающими за информирование водителя о состоянии и стабильности функционирования всей пневмоподвески.
Пневмотормоза грузового автотранспорта представляет собой сложный с технической точки зрения механизм, который отвечает за надежное и предсказуемое вождение габаритной машины. Наличие знаний о том, из чего она состоит и как работает – залог правильной эксплуатации и как следствие продолжительного срока службы пневмосистемы.