Понедельник-пятница
с 9.00 - 19.00

+7 (495) 175-09-87

Пневматические тормоза: из чего состоят и как работают


Современный коммерческий транспорт функционирует на пневмотормозах, работающих на сжатом воздухе, использование которого в качестве рабочего газа является практически безупречным техническим решением и ее главной особенностью. Они хоть и состоят из множества элементов различного назначения, характеризуются общим принципом действия, а также похожи схематически.

Принцип работы


Если простыми словами, то функционирование обеспечивает воздушный насос, представляемый компрессором, имеющий привод от силового агрегата. Поддерживает необходимое, предусмотренное характеристиками воздушное давление соответствующий регулятор. Сжатый воздух собирается в баллонах или ресиверах, закрепляемых на раме автотранспорта и запускающих его по трубкам и шлангам после нажатия на педаль тормоза, после чего он попадает в камеры.

В результате образуется энергия, которая колодками передается барабанам колес – транспортное средство замедляется. При ослаблении педали тормоза воздух высвобождается из камер, механические компоненты благодаря встроенным пружинам возвращаются в привычное положение, а автомобиль начинает набирать скорость.

Главные составные части пневмотормозов


В целом пневмотормоза грузового автомобиля состоят из нескольких систем. При отсутствии прицепа их насчитывается четыре:
— рабочая тормозная;
— стояночная тормозная;
— антиблокировочная (ABS);
— контроля и сигнализации.

Если же грузовой автомобиль оснащен полуприцепом, то общая схема дополняется соответствующей тормозной системой.

Рабочие элементы


Пневмотормоза включают множество компонентов. Про всех их рассказывать смысл отсутствует, но вот основные элементы рассмотреть стоит:

— компрессор – насос, который выступает заполнителем пневмосистемы воздухом;
— регулятор – необходим для поддержания давления на заданном уровне;
— осушитель – предотвращает попадание влаги и различных примесей в механизмы;
— четырехконтурный защитный клапан – распространяет ресурс по независимым контурам, а также предотвращает его потерю в том случае, если один из клапанов оборвется;
— контурные ресиверы – специальные баллоны, которые накапливают в себе сжатый воздух;
— кран ножного типа – неотъемлемый компонент системы;
— камеры – выступают преобразователем воздушного давления в механический процесс торможения;
— кран ручного типа – один из главных компонентов стояночной системы;
— энергоаккумуляторы – исполнительные механизмы, которые затормаживают автотранспорт на период стоянки или во время езды в том случае, если давление в пневмосистеме находится на отметке ниже допустимого значения;
— антиблокировочные компоненты – обеспечивают равномерное торможение всеми колесами.

Еще в этот список стоит занести манометр, который располагается на приборной панели и отображает важные показатели, а также контрольный и аварийный сигнализаторы, располагающиеся там же в виде индикаторных ламп.

Общая схема работы


Вместе с двигателем запускается компрессор, который собирает воздух из атмосферы и в последующем направляет его внутрь, пока не наберется необходимое давление, определяемое и ограничиваемое регулятором. Лишний ресурс выбрасывается через выпускной клапан, а рабочий прогоняется через осушитель, в результате чего очищается от примесей и паров атмосферной влаги. Как правило, регулятор и осушитель представлены комплексно и оснащены отдельным ресивером, выполняющим функцию регенерации.

После ресурс распределяется четырехконтурным защитным клапаном:

— в независимые и оснащенные раздельными ресиверами контуры;
— в оснащенный собственным ресивером контур стояночной и аварийной систем, который обеспечивает питание тормозов прицепа;
— в контур питания остальных потребителей – пневмоподвески и так далее.

Кроме этого, клапан обеспечивает постепенное заполнение контуров и их герметичность в экстренных с технической точки зрения ситуациях. Управление тормозным краном осуществляется посредством педали тормоза – происходит воздействие на механизмы сжатия колодок, после чего автомобиль тормозит. В том случае если на прицепе находятся камеры, оборудованные энергоемкими аккумуляторами, собирается цепь контроля их секций. Прицеп может оснащаться одним или двумя регуляторами – зависит от расположения осей, которые обеспечивают возможность корректировки выходного сигнала, опираясь на показатели загрузки.

Работа антиблокировочных компонентов, гарантирующих равномерное торможение, обеспечивается:

— отображающими скорость колес под наклоном приборами;
— клапанами-модуляторами электромагнитного типа;
— электронным блоком контроля;
— сигнальными лампами.

Механизм контроля и сигнализации представлен манометром, а также индикаторными лампами, работающими в разных цветах и датчиками, отвечающими за информирование водителя о состоянии и стабильности функционирования всей пневмоподвески.

Пневмотормоза грузового автотранспорта представляет собой сложный с технической точки зрения механизм, который отвечает за надежное и предсказуемое вождение габаритной машины. Наличие знаний о том, из чего она состоит и как работает – залог правильной эксплуатации и как следствие продолжительного срока службы пневмосистемы.