Понедельник-пятница
с 9.00 - 19.00

+7 (495) 175-09-87

Седельно-сцепные устройства: особенности конструкции, правила эксплуатации


Седельно-сцепное устройство – это конструктивный элемент, который используется для соединения тяжеловоза с полуприцепом. От качества, надежности ССУ зависит безопасность управления транспортным средством. Не случайно в народе его называют «пятым колесом». Тенденции мирового автомобилестроения требуют от узла высокой износостойкости, удобства обслуживания, ведь небольшая деталь принимает на себя часть веса фуры.

Несмотря на огромную важность соединительного элемента, тема «тягач седло» не так уж часто поднимается на просторах интернета. Попробуем заполнить пробелы и разобраться, как устроено седельно-сцепное устройство, какие функции оно выполняет. Также коснемся вопросов ремонта, типов ССУ.

Как устроено седельно-сцепное устройство?


В состав соединительной конструкции входит несколько элементов:

  • Разъемно-сцепной механизм. Берет на себя часть нагрузки. Принимает непосредственное участие в поворотах фуры. Модель может быть одно- и двухзахватной. Первый тип используется чаще – он безопаснее.
  • Плита опоры. Используется для крепления «пальца». Плиты бывают литыми и сварными. Спросом пользуется первый вариант. Он меньше весит, но такой же прочный и жесткий.
  • Элементы крепежа. Отвечают за прочность крепления сцепки. К крепежным элементам относятся монтажные плитки, размер которых зависит от высоты седла.

Габариты некоторых «сцепок» строго регламентированы. Например, распространенные параметры шкворней – 89 и 50,8 мм. Стандартизация размеров снижает риск отсоединения, повышает безопасность движения. Детальные требования прописаны в документах ISO 337, ISO1726 и др.


Это интересно! Современное седло на тягач рассчитано на 1,5-2 млн. км.


Разновидности ССУ


Существует несколько классификаций седельно-сцепных устройств. В зависимости от типа соединения автопоезда, они бывают:

  • Автоматическими. Работу ССУ контролирует электроника и пневматика.
  • Полуавтоматическими. Сцепка выполняется вручную.

При выборе запчастей в магазине консультант может предложить однозахватное или двухзахватное седельно-сцепное устройство. С конструктивной точки зрения, первый тип проще и надежнее второго. Тяга передается на кулак-захват, поэтому на сцепную деталь воздействует только сдавливающее усилие. В двухзахватном ССУ торможение направлено на захват.

Еще одна классификация связана со степенями свободы:

  • Две степени. Оборудованный такой системой автопоезд пригоден для эксплуатации на ровных трассах.
  • Три степени. Дополнительная ось способствует поперечному качанию. Подходит для бездорожья.

Ведущие производители ССУ стремятся к совершенствованию продукции в двух направлениях:

  1. Снижение веса. Тренд не только сцепных устройств, но и всего тяжелого машиностроения. Ведь чем меньше масса техники, тем выше мобильность, полезная нагрузка. Снизить вес удается за счет применения конструкций с шаровидным графитом.
  2. Автоматизация сцепки. Водителям современных тягачей больше не нужно прикладывать усилия. Всю работу выполняют электрические датчики и пневматический привод, которые следят за стабильностью работы сцепки.

Как выполняется техническое обслуживание?


Уход за седлом тягача должен быть таким же тщательным и регулярным, как за другими элементами фуры. Вот что советуют сотрудники СТО:

  • Раз в неделю смазывайте «палец» и элементы запора. Чистка выполняется, когда прицеп отсоединен от тяжеловоза.
  • Раз в год очищайте опорную часть.
  • Используйте только густые смазывающие вещества.
  • Регулярно проверяйте затяжку болтов.
  • При появлении трещин или сильных вмятин рекомендуется обратиться за помощью к механику.

Изношенная деталь подлежит замене. Нежелательно использовать б/у запчасти. Если понадобился ремонт седла тягача, заказывайте детали только в профильных магазинах. Сертифицированная продукция – это надежность плюс «железная» гарантия, что устройство прослужит долго. Всегда тестируйте запчасти на небольших расстояниях, прежде чем отправиться в дальний рейс.


Редкий дальнобойщик не сталкивался с проблемой стука в задней части тягача. Если с амортизаторами и сайлентблоками все в порядке, стоит искать причину в ССУ. Даже если визуально плита в норме, нужно снять седло, проверить втулки и резинки, почистить место хождения клина. Проблема осталась? Если седло Jost или другого производителя лежит на подрамнике, износились подушки. При возникновении люфта в первую очередь проверяют полимерные вкладыши.


Как продлить срок эксплуатации ССУ?


Контроль наличия смазки, регулярная чистка помогут продлить срок службы седельно-сцепного устройства. Также рекомендуется избегать:

  • Торможения полуприцепом, если в этом нет надобности.
  • Интенсивного торможения при спуске с горы – особенно когда машина перегружена.
  • Использования автопоезда с изношенным замковым механизмом.
  • Редкой замены антифрикционных накладок.

Почему именно запчасти от GRONAX?


Обратившись в магазин GRONAX, вы сможете приобрести надежные, долговечные запчасти для ССУ от сертифицированных американских и европейских производителей. Выполняем обслуживание масштабных заводов, принимаем заказы от частных лиц. Мы понимаем всю важность технических задач, поэтому предлагаем запчасти на условиях, выгодных для заказчика. Дальнобойщики и механики, которым нужно заменить или отремонтировать седельно-сцепное устройство Jost, смогут найти у нас все комплектующие.

  • Только оригинальные запчасти. Никаких китайских подделок и сомнительных производителей. Предлагаем только оригинальные детали, которые подходят для седельных тягачей всех марок.
  • Прочные материалы. Все комплектующие изготовлены из проверенного материала. Поэтому они прослужат верой и правдой не один год.
  • Всегда в наличии. Заказчик сможет приступить к ремонту здесь и сейчас.

Возникли вопросы по товарам или ассортименту? Обращайтесь за компетентной помощью к специалистам GRONAX. Звоните +7(495) 175-09-87!